Открытый чемпионат Нижегородской области 2007 г. по спортивной ловле рыбы на блесну со льда.

Открытый чемпионат Нижегородской области 2007 г. по спортивной ловле рыбы на блесну со льда.

27-28.01.2007 г.

Отчет о соревнованиях в Нижнем Новгороде.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В эти выходные прошел так называемый кубок законодательного собрания Нижегородской области (или что-то в этом роде).
Участвовало 14 команд, в том числе и наша скромная команда в составе Технолога, Михи и меня.

Непосредственно соревнования проходили в районе населенного пункта Лысково, расположенного в ста километрах восточнее Нижнего Новгорода – прямо на трассе на Казань.
Зона была ограничена относительно небольшим участком плавней-затонов, тянущихся вдоль южного берега основного русла Волги.
Протоки, заливные озера, каналы и речушки – вот приблизительный набор условий, в которых проходили соревнования.

Перепады глубин весьма значительные – местами старые глубоководные русла с заметным течением проходят совсем рядом с берегом – там глубина достигает 10 метров и больше. На разливах же преобладают сравнительно мелководные «поливы».

Изначально уровень воды был выше традиционного - кусты и деревья были заметно подтоплены. Сказывалась весьма теплая зима и фактически прошедшее «половодье»!!!
Тем не менее на выходных Чебоксарскую ГЭС традиционно «закрывают». Так что уровень воды в субботу и воскресенье заметно подрос. Течение в районах русел (по сравнению с тренировкой в пятницу) пошло на убыль. Лед на прибрежных участках стал заливаться водой.

Погода – откровенно морозная. В ночь с субботы на воскресенье довольно сильный снегопад. В остальное время ясно. Температура воздуха порядка -10-15 градусов.

Толщина льда повсюду довольно значительная – 30-50 см..
Под сравнительно глубоким снегом много воды. Однако спасает наст, позволяющийся относительно свободно перемещаться по льду даже без тропы.

Поселили спортсменов в автодорожной гостинице, расположенной прямо на основном шоссе. Полно дальнобойщиков, особенно в столовой. Временами среди этих «гоблинов» было и не протолкнуться за любимым пирожком…
Двухместный люкс (с удобствами в виде кувшина, занавески и меньшего количества народу в номере) стоит 300 р. с человека в сутки.
Можно было поселиться и прямо на берегу затона (где прошли соревнования). На дебаркадере – 1100 р. с человека в сутки, но с большим количеством удобств.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. ТРЕНИРОВКА.
Прибыв на водоем с утра, достаточно много времени потеряли на поиск соревновательной зоны.
Начали поиск рыбы недалеко от старта, на другом берегу небольшого плеса, обсверливая точки вдоль подтопленного кустарника в глубоко вдающемся заливе.
Несколько лунок в прибрежной зоне не принесли никакого результата. Дальше было глубокое русло и течение.

И тут мне повезло. Я решил просверлить лунку подальше от берега, заметив едва заметно торчавшую из подо льда жерличную палку.
Миха с Технологом неслись куда-то раньше, словно рыба их и не интересовала.
Теперь я понял, как они смогли не найти рыбу в первом туре на Лемболовском озере. Конечно, с одной стороны правильно на тренировке перемещаться быстро. Но с другой стороны, особенно используя малозаметные «добивающие» блесны, иногда бывает очень сложно «зацепить» даже относительно активный косяк окуня.
Так и произошло в этот раз – ребята уже пробежали далеко вперед, а я только искал рыбу в стороне от береговой линии

Глубина там оказалась чуть больше трех метров. Я угодил четко на бровку выдающейся песчаной банки, которую огибало русло с глубиной 8 метров.
Начал ловить я на 4-хсм. Крутовскую блесну, посчитав что она как нельзя подходит для разведки.
Вот на этой лунке я и поймал первых двух окуней.
Опускаешь блесну на дно, а она цепляется за него. Поднимаешь вверх – отцепляется. И так несколько раз подряд. Наконец догадался и сделал паузу – «повисло и забилось»…

Но где-то рядом явно находилось место поинтереснее. Просверлил лунку с другой стороны жерличной палки – глубина стала меньше на метр (два с копейками). Один взмах, другой. А дальше блесна снова перестала доходить до дна – только теперь окунь атаковал приманку значительнее активнее.
Вытащил подряд трех окуньков и позвал Технолога, который тщательно пробил границы этого пупка, не останавливаясь на лунке дольше чем на одну поклевку…

Стоит отметить, что окунь на «пупке» держался сравнительно достойного размера, средним весом 30-40 граммов. А отдельные экземпляры приближались к ста… Так что перспектива была более чем очевидна.

Основная часть банки – своеобразная коса – была относительно небольшого размера – метров тридцать на двадцать.
Как оказалось, с другой стороны залива, если «перепрыгнуть» через глубоководное русло, располагалась гораздо более обширная отмель. Метров сто на двадцать. Но там окунь проявил себя не столь активно. Впрочем, на пару лунок мне попасть удалось, где рыба клевала с определенными интервалами (не столь, активно как на вершине противоположного «пупка»).

Миха смог найти окуней в районе глубоко вдающегося в заросли кустарника. Но там точка была нами совершенно не изучена.

Вообще-то, слишком настораживало мое удивительно точное попадание на рыбу два раза подряд на этих «поливах». Особенно учитывая тот момент, что ребята вообще не могли за это время увидеть поклевок в прибрежной зоне. Такое везение вполне могло обернуться противоположной стороной во время соревнований.
И действительно, на следующий день рыба на банках была значительно менее активна. Ее приходилось постоянно «вымучивать», что с моими блеснами и подготовкой обернулось для меня грандиозным «провалом».
Повлиять на активность рыбы могло все что угодно. Например, то же ослабевшее во время соревнований течение. Да и вполне возможно, что на тренировке я попал на точку в момент активности местного окуня.

Дальше мы направились в так называемое Грязное озеро. Но времени на разработку его практически не осталось.
Да к тому же после обеда, ближе к вечеру окунь практически полностью потерял активность. Так что, найдя, судя по донному рельефу несколько весьма перспективных точек на центре Грязного озера (плеса) (перепады с 2 на 3 метра при ровных поливах вокруг), оставалось только «облизываться». Рыба на «вечерней зорьке» клевать не хотела вовсе.


ПЕРВЫЙ ТУР.
Тактика была определена – выбивание предрусловых «кочек». И дальше по мере ослабления клева – возможное перемещение на Грязное озеро.
Только я не учел один факт – несмотря на потерю активности рыбы на «кочках» во время соревнований – ее оставалось подо льдом достаточно много, чтобы перебуривать раз за разом уже пройденное короткое пространство. А ребята обладают достаточным мастерством, чтобы продолжать эту рыбу неограниченное количество времени. Пусть и с относительно скромным эффектом.
Для меня же на тот момент такая тактика была абсолютно неприемлема. Малоактивного окуня я ловить никогда не умел. Да к тому же это пришлось делать на блесны Технолога. А с чужими приманками подстраиваться по привередливую рыбу было очень сложно.
В принципе, мне надо было искать свою активную рыбу. А уйти никуда было нельзя. Даже сместиться в сторону не получалось. Как я уже говорил, «рыбное» пространство на наших точках было весьма ограниченного размера.

После старта я прямиком направился к первой по настоящему рабочей лунке. Махал долго, пока наконец, при опускании приманки на дно, рыба все-таки не клюнула, но при этом тут же сошла с крючка. Еще лунок пять – тишина. Тем не менее, рыба внизу была, только совсем неактивная.
Ребята начали раздразнивать ее на блесны с впаянным крючком. Очень резкие амплитудные взмахи способствовали некоторому оживлению отдельных особей.
Но к этому моменту точка уже проходилась по третьему разу. И к тому моменту, когда я стал ловить на нужную приманку (к которой так и не смог приспособиться) – время было уже упущено.
Среди травы, растущей с прибрежной стороны «бугра», ребятам удалось обнаружить пятачок с довольно большим количеством малоактивного некрупного окунька. Миха на пару с Технологом смогли взять на впаянный крючок одного за другим десятков пять рыбешек. Но поклевки были очень аккуратными, с большими интервалами.

В чем же мои проблемы в подборе правильной игры? Одной из них была наверняка неотработанность и нечеткость движений. Вообще неаккуратность взмахов прослеживается у меня постоянно. И большой вопрос, смогу ли я когда-нибудь нормально ловить малоактивную рыбу.
За два тура мне так и не удалось вытащить из лунки более 6-7 рыбешек. Думаю, что практически никто, даже из самых неискушенных участников соревнований, не сможет «похвастаться» подобными «успехами».
Да и эти «шесть-семь» клевали практически на любую игру, имеющуюся в моем арсенале. А начинаешь что-то менять, как активного окуня внизу и не оставалось…
Судя по моей практике, до этого абсолютно все удачные рыбалки у меня получались только в том случае, если мне удавалось из лунки хотя бы пару раз вытащить по десять-пятнадцать рыбешек. В этом случае при постоянно меняющейся игре я мог находить лучшие варианты.
Сыграешь лучше – окунь «клюнул». Хуже – «воздержался» от атаки и клюнул, когда сыграл опять лучше.
А здесь складывалось твердое ощущение, что эти конкретные единичные окуньки клевали практически на любую игру – у них уже было твердое намерение «попробовать» приманку. И зависимости от правильных или неправильных движений выявить так и не удалось.
И сколько я ни старался вставать позади ребят (особенно во втором туре), чтобы копировать их движения – ничего не получалось.
Хуже того, у меня постоянно (не только на этой рыбалке) происходит огромное количество «пустых тычков» и сходов рыбы. Вполне возможно, что одной из причин этому может быть нестабильное поведение приманки во время паузы.

Наверняка у меня есть какие-то проблемы (например, легкое подрагивание руки, лишние движения во время игры), не позволяющие полноценно ловить малоактивного окунька.
Идей, на самом деле, масса – надо их только опробовать на практике.
Стабилизации движений можно добиться, если, скажем, во время паузы класть удильник на колено.
Можно увеличить «мягкость» падения блесны если поставить на удочку кивок (раньше все время ловил без кивка, поскольку для регистрации поклевок он необязателен, но при этом вполне можнт помешать резким взмахам).


На мой взгляд, то, что ребята стали лучше малоактивную рыбу, не идет им на пользу. Если раньше за счет активного поиска им удавалось найти рыбу «для себя» - и это получались относительно активные и крупные особи. То теперь они раз за разом перелопачивали уже пройденные участки. Я бы уже наверняка отправился на поиски более достойных точек. А они продолжали душить пассивного окунька.
За два дня в общей сложности был пройдено буквально три участка, два из которых не превышали в длину пятидесяти метров…

Если бы активной рыбы на водоеме было мало, тогда их тактика была бы оправдана. Но когда все команды ловили рыбу, а некоторые «нарывались» на стаи «крупняка» - это не была тактика победителей.

На большом «поливе» на другой стороне русла окуня было заметно больше. Только вот активность его была не лучше. Ребята с переменным успехом переходили от впаянного крючка к подвесным вариантам. На добивании рыбы неплохо работал так называемый «столбик с цепочкой».

На этом месте мы и закончили рыбалку. У меня получилось всего 1,1 кило рыбы. У Михи чуть больше двух кило. У Технолога 1,8 кило. Несмотря на слабые личные результаты (особенно мои), наша команда по итогам первого тура занимала третье место.
Второе заняла команда «Рыбалка на Руси».
А вот первое – неожиданно выстрелившая одна из местных команд «Волга-Фишинг». Они смогли найти рыбу как раз в районе того перепада, где мы заканчивали тренировку. Но там рыба на закате уже не клевала.

«Столбик» - новая разработка Технолога. Блесна с квадратным сечением, длиной порядка 27 мм, а шириной до 3-8 мм. Тяжелый удельный вес при минимальных размерах в сочетании со стабильной и четко выраженной игрой – это делало приманку довольно перспективной при ловле самого пассивного окуня.
В вариациях Технолога чаще применялся либо подвесной тройник, либо одинарный крючок на короткой цепочке. В зависимости от агрессивности рыбы с успехом применялись оба последних варианта.


ВТОРОЙ ТУР.
А вот на второй тур выбор тактики для нашей команды был не столь однозначен.
Технолог предлагал еще раз проверить те же самые «кочки», которые мы «обрабатывали» весь предыдущий тур.
А дело было в том, что погода ночью резко переменилась. Выпало довольно много снега. Однако это не было повторением ситуации на Лемболовском озере, когда рыба после изменения подледной освещенности резко прибавила в активности и агрессивности. Здесь и так хватало снега, да еще и воды под ним. Так что освещенность серьезно не поменялась. К тому же, после начала второго тура тучи снова разъяснились. Кстати, к этому моменту сошла на нет довольно приличная активность местного окуня…
Так вот Саша предполагал, что рыба может снова занять удобные участки на выходе с русловых глубин.
Я же выражал сомнение, что активного окуня на уже выбитых точках станет больше. Я предлагал двигаться в район, где рыбачила команда – победитель первого тура. И до сих пор считаю, что эта тактика была перспективнее. И хотя часть народа (в частности, Габелев из «Рыбалки на Руси») считали, что местная команда удачно нашла какие-то мифические «ямки», где, якобы и держалась вся рыба – у меня мнение не столь однозначное. Все эти рассуждения – лишь оправдание своих неудач. И стая окуня на таком широком «поливе» вряд ли могла концентрироваться исключительно в найденных местными рыболовами точках
И подтверждением моих мыслей может стать выступление той же команды, в которую был заявлен наш четвертый Питерский представитель – Леша Смолин. Леша с напарником поймали почти по два килограмма относительно крупной рыбы как раз рядом с Волгой-Фишингом. И это при том, что ни тактически, ни технически ребята не были, мягко говоря, уж такими «корифеями». И ловили преимущественно условно активную рыбу, о которой я мог только мечтать…
Думаю, что при правильном поиске результаты в нашей команде вряд ли бы оказались более слабыми…

Так вот продолжу про рыбалку.
Мы все таки склонились к варианту Технолога. Пошли на уже перебуренные «поливы» на двух сторонах русла в заливе.
На первой маленькой точке активной рыбы мы не нашли. Зато на второй широкой рыба поначалу проявила очень приличную активность – В первых же лунках окунь стал активно клевать практически на любую блесну. Однако активность его продлилась недолго.
И если в первой лунке мне все-таки удалось поймать даже 7 штук (три штуки на впаянный крючок, а остальных «добить» на миниатюрный «столбик» с подвесным крючком), то дальше мои уловы шли уже по убывающей.

В итоге, за полтора часа, которые мы провели на этом месте, было поймано 25 окуней у меня. И по 35 штук у Михи и Технолога.

И хотя средний вес, пойманных на гряде окуней был достаточно приличным – порядка 30 граммов – смысла оставаться здесь практически не было. Клев на грядке становился все хуже и хуже. И это несмотря на то, что окуня внизу было более чем достаточно.
И уловы местных мормышечников (ловящих, кстати, без прикормки) на это указывали (из особо удачных лунок рыбакам удавалось без особых проблем взять на мормышку по несколько десятков преимущественно некрупных особей). Правда, по их словам, клев в эти два выходных дня был очень слабым…

Ребята, похоже, совсем обленились. Переместились всего на несколько сотен метров – до ближайшей команды, участники которой периодически таскали из лунок некрупных окуньков.
Просверлились по соседству, по окончании основательно «разбуренного» участка. Малоактивный и некрупный ( в среднем) окунек присутствовал. Вот на этом ограниченном участке (несколько раз перебурив пятидесятиметровую точку) и остались до самого конца рыбалки.
Причем мне показалось, что у нас был далеко не центр стаи. Соседи, как мне показалось, ловили если не лучше, то на более широком «столе». У нас же «линия» стоянки рыбы была сравнительно ограниченной, располагаясь на плавном донном свале с 2 на 3 метра.
На дне было много жестких нитяных водорослей, регулярно цепляющихся на тройник при моих попытках опустить блесну на дно.

Сначала начали ловить на впаянный крючок – но попадались только единичные окуньки. А вот на миниатюрный столбик с тройником (на подвесной с цепочкой у ребят было заметно больше пустых поклевок, чем на тройник – Возможно, окунь был более агрессивным или ему просто не нравились лишние колебания «цепочечного» крючка) дела у Михи с Технологом пошли значительно лучше. Окунь клевал практически в каждой лунке, а в некоторых им удавалось взять практически подряд по десятку-другому некрупных рыбешек.

У меня же дела из здесь не заладились с самого начала.
На крупные (других нет) Крутовские блесны с частой игрой окунь очень быстро терял интерес – в лучшем случае получалось два-три из лунки.
А вот на «столбики» Технолога мне игру подобрать так и не удалось. Как ни копировал. Может быть, действительно, много лишних колебаний, дрожания руки и недостаточная амортизация приманки в нижней точке (динамический удар) - сказывались негативно.
Да к тому же примешалась еще одна проблема. Казалось бы малозначительная разница. На тройничке блесны висела черная резиновая капля. С ней хотя поклевок было и немного – все равно они были достаточно регулярными. Саша посмотрел на блесну (а это была его приманка) и уверенно потребовал снять «резинку» с тройника. И действительно – у него с Михой на крючке ничего не было.
Но как только я «оголил» тройник, мои дела пошли еще хуже – рыба вообще перестала засекаться, постоянно сходила либо в процессе вываживания или сразу после подсечки. Но уж очень уверенно ловили ребята на точно такие блесны с крючком без подсадки, где достаточной для пассивного окуня точкой атаки был сам тройничок…
Я уже окончательно перестал что-нибудь понимать и тупо пытался то подобрать игру, то найти более активную рыбу на уже неоднократно перебуренном участке. Что толку – рыба то была везде (внизу ее, судя по всему, было немеряно), только вот активной среди нее было откровенно немного. Так что мои неудачи все усугублялись.

Лишь только за десять минут то окончания соревнований мне удалось изменить ситуацию в свою пользу. А решение было элементарным – на один из крючков тройника я насадил пару миллиметровых кусочков искусственного темно-красного мотыля. И этого оказалось достаточно.
Из последних четырех лунок мне удалось поймать 2, 3, 6 и 4 окуня соответственно. Приблизительно в таком же темпе ловили и Миха с Технологом.
И это при том, что до этого в большинстве точек вообще ничего удавалось «вытащить». Да и поклевки стали куда более уверенными.
Однако это было наверняка не решение моей проблемы. А скорее, частичная ее компенсация. Логично рассудить, что более акцентированная точка атаки вполне могла компенсировать то же дрожание и лишние подрагивания. И теперь окунек просто с большей точностью стал попадать в нужную точку…
Не могу сказать, что мне очень обидно – все-таки особой разницы как для команды так и для меня не было. Поймал бы я больше полутора кило или остался с нынешним уловом (те же самые, что и в первом туре жалкие 1.1 кило) – это не подняло бы команду выше итогового третьего места, да и личный результат стал бы не намного лучшим. Но все равно, более элементарного решения хотя бы части проблем сложно было придумать…

В итоге, как я не «старался» «утопить» команду – ничего не «получилось». В итоге мы умудрились еще больше оторваться от четвертого места, упрочив свое третье.



02.02.2007
Усов С.Ю.

http://iceteam.fisher.spb.ru/reports/nn_2007.html 



Назад в раздел