КУБОК СЕНСАСА — 2011, ИЛИ КАК МЫ ПОРЫБАЧИЛИ НА МОСКВЕ-РЕКЕ

У шахматистов есть такая поговорка: «Научиться играть лучше можно толькоиграя с более сильнымпротивником». Так же и в рыболовном спорте: хочешь повысить свое мастерство — лови в компании с тем, у кого есть чему научиться, посещай новые водоемы. А будешь «вариться в собственном соку» — останешься на прежнем уровне.

Поэтому наша команда «Traper Belarus» охотно приняла приглашение поучаствовать в российских поплавочных соревнованиях 22—23 сентября на Москве-реке в Марьино.
Состав команды собрался такой: Евгений Святощик, Олег Яворский, новичок — Володя Жизневский и автор этого отчета. Компанию нам составил Виктор Святощик, на которого традиционно были возложены функции тренера. Цель поездки — получить опыт и новые впечатления.
Выдвинулись из Минска в четверг вечером, и к десяти утра были уже на месте — в парке 850-летия Москвы. Встретили на берегу нашего знакомого — Сергея Сильченкова, который приехал «просто половить рыбу в удовольствие» (с рыболовным спортом Сергей завязал).
Надо сказать, удовольствие от рыбалки на Москве-реке способен получить не каждый. Мы, например, с непривычки оказались поначалу в легком замешательстве. Судите сами: от воды запашок, как у нас на Свислочи за кольцевой. В воде плавают пакеты, газеты, пластиковые бутылки. Удивительно, что вода здесь сама по себе довольно прозрачная — видимость около метра. Мы решили, что все микроорганизмы здесь просто-напросто погибают, и поэтому вода не мутнеет.
В прошлом году я уже был тут, на Москве-реке. Рыбу тогда не ловил, и наверное поэтому на экологию как-то не обращал внимания. А сейчас, особенно после недавней форелево-хариусовой рыбалки, было, честно скажу, не по себе.
Где именно тренироваться — непонятно. Зоны предстоящих соревнований никак не обозначены, организаторов нигде не видно. Зато известно, что в самих зонах тренироваться запрещено.
Из рыболов-спортсменов, кроме Сергея, на берегу тоже никого нет. Москвичи в основном только в Марьино и соревнуются, водоем свой знают отлично, поэтому тренироваться им здесь ни к чему. На соревнованиях, говорят, все равно придется по-новому приспосабливаться к изменчивому поведению местной рыбы. А вот нам нужно провести репетицию перед завтрашним стартом.
Решили в итоге садиться там, где можно поближе подъехать к набережной. Как потом оказалось, зоны для соревнований будут разбиты в 1.5 км отсюда.
Известно, что рыбы в Москве-реке много, и она достигает внушительных размеров. Полукилограммовой плотвой здесь никого не удивишь. Все дело в том, что рыба из этого водоема непригодна в пищу, поэтому она себе преспокойно растет и набирает вес.
Вода в Москве-реке теплая, льда здесь не образуется даже в сильные морозы. Поэтому рыба интенсивно кормится круглый год.
Течение на этом участке реки почти отсутствует — для полной остановки достаточно двухграммового поплавка, а иногда даже граммовика.
Еще одна «засада», которой не встретишь у нас в Беларуси — это быстро меняющийся в процессе ловли уровень воды, что связано с работой шлюзов. Перепады, конечно, не такие сильные, как на канале в Дубне, но сантиметров на пять-десять вода может подняться или упасть.
Выгрузив вещи из Володиного микроавтобуса, мы приступили к замесу прикормки.
Москвичи не держали в тайне свои рецепты, а напротив открыто делились ими в интернете. Во-первых, была информация, что здешняя гросс-плотва клюет только на мотыля, поэтому добавление в прикормку опарыша и кастеров не имеет смысла. Во-вторых, прикормка для Марьино не должна (или почти не должна) содержать в себе грунт. В противном случае можно получить засилье мелких окуньков на точке ловли. Вместе с тем, судя по отчетам на форумах, докорм чистой землей с мотылем в процессе ловли иногда способен активизировать здешнюю плотву. В-третьих, у москворецкой рыбы вследствие тяжелой среды обитания частично атрофировалось обоняние. Поэтому, говорят, ароматизировать прикормку здесь нужно так, чтобы соседа запахом с ног сбивало. Помимо этого, среди московских спортсменов-поплавочников сейчас модно добавлять в прикормку молотое печенье, копру-мелассу и PV-1.
Основываясь на этой информации, я планировал использовать на соревнованиях такой состав:
2 кг Traper Gold «Magic» («плотвичная» прикормка черного цвета с высоким содержанием жареной конопли)
1 кг Traper Gold «Concurs» (активная прикормка для стоячей воды)
400 г голубиного помета (я всегда использую этот компонент, когда собираюсь ловить крупную плотву)
400 г клея PV-1
400 г копры-мелассы
250 мл жидкой мелассы
0.5 л ароматикса «Wanilia Extra»
Этот же состав замешал и для тренировки, только объем сократил в два раза.
Пока разбирали вещи, зарядил дождь. Пришлось пережидать его в машине. Женя Святощик сильно устал с дороги, поэтому решил сегодня не рыбачить, а просто походить, посмотреть, как ловят остальные.
Подъехала еще одна белорусская команда — «Фишка». Обменявшись приветствиями, мы рассредоточились по берегу.
Снасти, используемые спортсменами в Марьино, не отличаются разнообразием. Как правило, максимальные результаты здесь делаются на тринадцатиметровые штекера. Поэтому мы не отвлекаемся на другие способы, а сразу раскладываем тринадцатиметровые удочки.
У меня глубина — 4 м. Дно мягкое, течение едва ощутимо.
Закорм — 8 шариков, завозимых прикормочной чашкой на вершинке штекера.
Ну, а дальше началась «раздача». Столько крупной плотвы я, наверное, ни разу еще не ловил. Рыба просто стала стеной! Правда, если не кормить больше двадцати минут, клев постепенно затихал, но после докорма сразу возобновлялся. Причем, если у Олега Яворского и Паши Яцкевича, ловивших по соседству, проскакивал окунек, то у меня пошла исключительно плотва. После докорма грунтом с мотылем влетел даже килограммовый (!) карась, позже клюнул еще один, чуть поменьше. В конце рыбалки, длившейся три часа, с трудом достал садок из воды.
 
Впечатления от такой тренировки остались неоднозначные. С одной стороны, получил какую-то уверенность, с другой — толком ничего не понял: рыба просто стала клевать без всяких условий. Это никак не стыковалось с тем, что я слышал раньше про марьинскую плотву, мол, подходит «набегами», клюет осторожно, привередничает по поводу проводки, оснастки и т.п.
Закончив рыбалку, занялись вопросом ночлега. Гостиничные номера в Москве стоят запредельных денег. В этом плане очень кстати оказалась дача сестры Сергея Голубева, находящаяся в 60 км от Марьино, и предоставленная в наше распоряжение. И пусть дорога туда заняла целых три часа (как-никак пятница, вечер — машин на дорогах больше, чем во всей Беларуси), зато разместились с комфортом и были спокойны за дорогостоящие снасти, оставленные в бусике.
После предыдущей бессонной ночи, проведенной в дороге, поужинав, заснули как убитые.
Наутро добрались до водоема достаточно быстро. Машин на дорогах тоже было немало, но они хотя бы двигались с нормальной скоростью.
К нашему сожалению, для участия в соревнованиях зарегистрировалось совсем мало российских команд: всего пять. Учитывая размеры такой страны, как Россия, это вообще ничто. При этом белорусских команд приехало целых три!
Ну, и как обычно на российских соревнованиях, — отсутствие всякой торжественности на общем построении. Ни национальных флагов, ни гимнов, ни представления команд — ничего этого не было. Построились и разошлись. Ни слова даже про фирму Sensas. Впрочем, дело хозяйское. Я здесь не высказываю свое «фи» организаторам, ни в коем случае не хочу обидеть Юрия Радугина и других уважаемых людей. Просто констатирую факт: в Беларуси даже на «соревнованиях неспортсменов», не говоря уже о Чемпионате и Кубке, намного больше порядка. Кстати, судейство здесь тоже странное: москвичи во время подготовки и взвешивания свободно ходят из сектора в сектор. А нашему тренеру (!), например, запретили заходить в сектор во время подготовки. Где логика?
Ну, да ладно. Главное, что спортсмены собрались все сильные и рыбалка будет интересной.
По жеребьевке я попал в третий сектор зоны А. Сосед слева — Слава Борисов — представитель фирмы Colmicв России. Справа — белорусы из двух других команд: Александр Высоцкий (команда «Брискола») и Олег Закржевский (команда «Фишка»). Кто дальше — особо не присматривался.
Разложил штекер и оборудование. Промерил глубину. Она оказалась на полметра меньше, чем там, где я ловил вчера. Повесил на киты оснастки от 1.2 до 2.5 г. Основная леска — 0.12 мм, поводки — 0.1 мм с крючками №18.
Состав прикормки остался без изменений (все компоненты от Traper). Единственная корректировка — в одну часть смеси добавил немного бентонита, чтобы можно было кормить шарами с высоких содержанием мелкого мотыля (мотыль имеет свойство разрыхлять прикормку).
Женя с Володей замешали «московский» рецепт, Олег сделал комбинированный вариант.
После сигнала, разрешающего прикармливание, я завел 20 чашек прикормки. Кормил точку не прямо напротив себя, а на полметра ниже по течению, для компенсации расстояния от вершинки штекера до поплавка. Мы решили не кормить с руки, чтобы не «размазывать» рыбу, а собрать ее на точке максимально компактно. Кстати, мои соседи справа придерживались той же тактики.
Через полминуты после старта поймал окунька, но сразу за ним последовала хорошая плотвица. Заведя ее в подсак, приободрился: все хорошо, прикормка работает.
Ловлю дольше. Ловится. Краем глаза замечаю, что у соседей тоже начинает поклевывать. И если справа пока не густо (клюют только окуньки), то слева народ тоже работает подсачеком.
Москворецкая плотва — это отдельная тема. Она — как зомби. Плавает в воде полуживая. Подсекаешь трехсотграммовую «мамку», подводишь к берегу, а она почти не сопротивляется. Можно брать рыбу двумя пальцами, она почти наверняка не трепыхнется. Некоторые рыбы в каких-то красных язвах…
«Для подстраховки» начинаю активно докармливаться. Но результат получается обратный: плотва уходит, вместо нее приходит окунь. Вот те раз!
Пробую докармливать еле сжатой прикормкой в надежде вернуть плотву. Но это не помогает — окунь плотно стоит на точке и выедает мотыля из прикормки.
Не забываю время от времени промерять глубину, чтобы не прозевать изменившийся уровень воды.
Пробую не кормить вообще. Постепенно плотва возвращается. Но потом клев и вовсе сходит на нет. Время от времени случаются только пустые поклевки. Это потом, уже в конце второго тура, я пойму, что так клюет плотва, и нужна более деликатная снасть, чтобы реализовать эти поклевочки. Сейчас же я не придаю им особого значения и пытаюсь придумать другой выход из кризиса.
Если начинал я с двух мотылей на крючке, то теперь перешел на одного. Поймал еще несколько «мелких» (100-граммовых) плотвиц вперемешку с окунями.
Продолжаю экспериментировать. Докармливаю двумя шарами земли с мотылем. Сразу же после этого ловлю окуня грамм на двести. Далее окуни мельчают. Стабильного клева плотвы по-прежнему нету. А вот Слава Борисов регулярно достает хороших плотвиц. Да и в противоположном конце зоны подсачеки то и дело опускаются в воду.
Докармливаю тремя шарами прикормки подряд. Есть еще одна плотва! Теперь решаю кормить по два шара раз в 20 минут.
Вроде бы все налаживается. Но тут случается непредвиденное: клинит штекер между четвертым и пятым коленом, т.е. как раз там, где отстегивается рабочий кит! Расстыковать его в одиночку не получается, а запасных пятых колен собой нету. Как ловить дальше? Прошло ведь только 2.5 часа, впереди еще 1.5. Это событие сильно выбивает меня из колеи, настроение падает. Пытаюсь приспособиться: окуньков беру пятым китом, плотву завожу в подсак третьим. Теряю много времени, оснастки путаются.
С горем пополам долавливаю первый тур. Мысленно готовлюсь к тому, что буду последним в нашей зоне. Но нет — оказывается, того веса, который был набран мною в первой половине тура, хватило на пятое место! Обловил трех человек в зоне: двух своих и одного москвича.
Более того, мой скромный результат оказался лучшим в команде. Остальные выступили еще хуже, заняв с 6 по 8 места в своих зонах. Значит, «московский» рецепт прикормки, используемый моими коллегами по команде — не панацея. Тогда в чем же дело? Точных ответов ни у кого не было…
Наступил второй тур. По жеребьевке я попал в зону В. Рядом Паша Яцкевич из «Фишки». За ним Юра Радугин. С другой стороны Саша Дунаев — единственный представитель Санкт-Петербурга на этих соревнованиях. За ним Виталик Киеня.
Промер глубины огорчил — в этом секторе на 1.5 м мельче, по сравнению со вчерашним.
Оснастки разложил такие: 1.2 г, 1.5 г, 1.75 г, 2 г. Диаметры лесок оставил прежними. Сейчас понимаю, что это было еще одной ошибкой.
Следующей ошибкой, как мне потом, после финиша, сообщил Саша Дунаев, был стартовый закорм чашкой. По его словам, прикормка, забрасываемая с руки, здесь лучше привлекает рыбу на начальном этапе. Не знаю, насколько это на самом деле критично, но вот объем стартовой прикормки по сравнению с соседями, у меня оказался явно недостаточным.
Еще одной серьезной ошибкой, которую я осознал уже по окончанию тура, когда посмотрел прикормку Виталика (он отловился существенно лучше меня), была недостаточно клейкая прикормка. В отличие от первого тура, я не добавлял в нее бентонит, и шары разваливались слишком быстро, высвобождая всего мотыля и множество всплывающих частиц.
В общем, второй тур для меня не заладился с самого начала. Первой рыбой, которую поймал, стал бычок. Потом пошли окуньки. В то же время соседи, у которых объем стартового закорма был существенно больше, начали сразу же ловить мордатую плотву. Ну, разве что у Радугина первые два часа нормальной рыбы почему-то тоже не было. Но потом Юра тоже разловился.
Три часа я «боролся» с окуньками. Перепробовал различные варианты докорма, ловил выше и ниже прикормки, клал весь поводок на дно и пускал крючок чуть выше дна, стационар, свободный проплыв — все тщетно. Плотва проскакивала, но редко и мелкая.
Были моменты, когда клев прекращался совсем — только пустые поклевки. Думаю, это подходила как раз-таки плотва, которую я не мог поймать со своими грубоватыми для здешней рыбы оснастками: слишком тяжелые подпаски, слишком близко к крючку основной груз, поводки диаметром 0.10 мм. По белорусской рыбе все это работает безотказно, а здесь, видно, плотва более капризная.
Когда попробовал взять поплавок 1.2 г, поставить поводок длине, и рассредоточить огрузку выше по леске, дело немного наладилось. Но времени навертывать упущенное уже не было.
В итоге выступил хуже, чем в первый день, став седьмым из восьми. Лучшие веса в зоне — за десятку!
В нашей команде выше седьмого места тоже никто подняться не смог. И как результат — седьмое место в командном зачете.
Что сказать, водоем, конечно, интересный, требует особого подхода. И риск «пролететь» тут есть у каждого. Вот, к примеру, чемпион мира Игорь Потапов в обоих турах выступил, мягко говоря, неудачно. Но это для нас, конечно, не оправдание. В плане приобретенного опыта поездкой мы, безусловно, остались довольны. Есть материал для анализа, есть чему учиться.
 
Автор: Алексей Воличенко
 оригинал статьи по ссылке http://traper.by/articles/mezhdunarodnye-sorevnovaniya/kubok-sensasa-2011-ili-kak-my-porybachili-na-moskve-reke/


Назад в раздел