Швеция - страна контрастов Часть 2

Ну, сначала, как положено - сколь! Прежде чем перейти непосредственно ко второй части шведского похода позволю еще пару слов о национальных особенностях шведской рыбалки. Итак, после двух удачных выходов на озеро (см. часть 1), практически весь юг Швеции утонул в тумане. Туман висел круглосуточно, столбик термометра на окне нашего коттеджа полез вверх, +3, +5, +6. Вот тебе и северная страна. А тут еще Том добавил: у нас, говорит, в конце февраля посевная. Думал, прикалывается, так нет - на самом деле, на юге Швеции в силу морского климата и теплых течений начинают сажать картошку в конце февраля! Во, дают, горячие шведские парни! Ну так вот, этот самый горячий климат северного соседа начал бодренько подтачивать лед. Да еще речка со своим течением добавила, да уйма мелких талых ручейков со всех сторон. Так что на третий день, когда мы уже твердо решили встать на крупную щуку (Том сказал, что разведал у соседа, на каком свале в эту зиму стоит щука), снарядились жерлицами и двинули на лед, оказалось, что лед на самом деле последний. Воды примерно по щиколотку, и мы втроем выглядели более чем комично. Ноги разъезжались как у коров, пардон, у быков на льду. Мне со шведскими санками стало еще тяжелее, приходилось их еще и толкать, а точки опоры не было. Проскользили так метров двести, и вдруг лед начал глухо трещать и появились пузырьки воздуха прямо во льду. Очко сжалось, и все даже без команды заскользили в сторону друг от друга. Находиться в одной точке, даже в двух метрах трем тяжеловесам (вместе мы потянули бы кил на 350), уже становилось опасно. И тут, из тумана появляется явление такого шведского Христа народу, причем за первым появился и второй. Ну, ни хрена, себе думаю, мираж - впрочем, каток то неплохой. Так вот, а это местные черти на коньках - раньше такие спортивные с длинными ножами были - исполняют лебединое озеро с удильниками и ледобуром. Мужички проскользили мимо нас, что-то там мурлыкнули по-шведски Тому и умчались дальше. Тормознулись, пробурили лунку и начали оттуда кого-то тягать. От нас это было метрах уже в трехстах, к ним мы подходить не решились. Пока мы постояли, перекурили, перетерли - оба по паре-тройке каких-то рыбин задушили. По виду явно не окуни, издалека размером около метра казалось. Я дядюшку Тома спрашиваю, кого душат то, - стаи судаков, говорит, пошли с глубины к первой бровке вслед за белью. И так ехидно: - ну что, если уж зависть совсем загрызла, пошли назад - где-то у меня в сарае две пары коньков валяются, мои и брата. Ну, уж нет, тля, сказали русские мужики! Мне так и санки уже влом катить. Так и не поняли, прикалывался наш горячий шведский друг, или взаправду хотел на русский цирк на льду посмотреть. С завистью, оглянувшись еще раз на конькобежцев, бочком как крабы поползли к берегу под дружный треск льда. Вечером, как положено, отметили (а главное что? - главное, что - сухо!) успешное окончание рыбалки по последнему льду. На следующий день поехали готовиться к выходу в море. Сначала заскочили в спортивный магазинчик в Хёрби, что рядом с нашей деревушкой. Там прикупили три морские палки неизвестной мне фирмы Red Fox в наборе с такими же мультами. Взяли аж 10 катушек лески 0.35, шесть штук пилькеров от 150 до 200 грамм на треску, пакетик карабинов, пакетик поводков и три пакетика со вставками - обманками на селедку. Приехали на озеро и сели все это снаряжать. Толстяку то проще, ему что мультипликатор, что мясорубка - все одно. А мне за державу обидно, вроде как опытный рыбак, должен уметь и это дело крутить. Вот только последний раз я крутил Невскую лет эдак тридцать назад. Батя в 1970 году привез мне из Италии в подарок стеклянный спиннинг и Шекспировскую безинерционную катушку, как сейчас помню - Норис 002 или 003. Это была песня! С тех пор кручу мясорубки. Но руки то помнят! Под предлогом дрессировки Толстяка выходим на берег озера и начинаем соревнования, кто первым бороду намотает. Первым намотал старина Том! Что-то там с тормозами, пробубнил Том и пошел в коттедж распутываться. Толстяк, на удивление, сделав 10-15 забросов, не разу не запутал! Хотя его пилькер со снятым тройником больше напоминал неуправляемый снаряд и летел во все стороны, даже назад - слава богу, не далеко и не по чайнику, но не одной бороды Толстяк не допустил! Все, сказал Толстяк, я научился, и сел на санки с любимым Бенсоном в зубах и заныканой банкой пива. Мне, говорит, не надо так кидать, я и под ногами ловить буду. Я же из обостренного чувства долга перед державой усердно продолжал отрабатывать забросы. Да, доложу, дело не из легких! Железяка весит 200 грамм и так просто ее кинуть даже мясорубкой без определенных навыков, не удастся. Сила то у нас есть, а вот навыка.…А тут еще этот барабан! Только после 30-40 забросов я просек фишку, правильно, как мне показалось, выставил фрикцион, и словно молотобоец на Олимпиаде кидал эту гантель уже метров на 50. Решив напоследок коронным броском показать Толстяку, что мастерство не пропьешь! и попасть в поставленное в качестве мишени метрах в 40 пластиковое ведро, выложился в замахе и …Хаттабыч позавидовал бы этой бороде. Толстяк заухал как обожравшийся мышами филин, запузырился пивом и выронил от гадкого смеха сигарету. Во, тля, сказали русские мужики! Метров 50 лески было запутано намертво. Войдя в коттедж, увидели умиротворенную картину. В кресле с кружкой неизменного кофе, сигаретой и полной пепельницей в клубах дыма сидит Том и наматывает новую леску на барабан. Вокруг него на полу как после стрижки овец тут и там поблескивают кудри обрезков. Взглянув на меня, Том достал из сумки еще одну катушку лески и бросил мне. Теперь я понял, зачем в магазине мы взяли девять катушек. На этом подготовка снастей была закончена, да к тому же надо было успеть прибраться к приезду девчонок, которые поехали наносить удар по Мальмё в поисках самой большой распродажи самых модных шмоток. Южный день северной страны плавно клонился к невидимому в тумане закату и Абсолютному Стандарту. Утро туманное. 06.00. Даже сволочи фазаны уже не пытаются в парадном строю проломить деревянный настил веранды. Подъем уже дается легче, появился навык ходить к себе не включая свет и не будя супругу. Только уселся в кабинете почитать последние сводки по Швеции, как звонок по мобильнику. Ну, крутым и ночью солнце светит - звонит Вовчик - Толстяк (минута - 7 дохлых президентов!). По причине все-таки застуженного уха, или переохлажденного Стандартного Абсолюта Толстяк доложил, что не в состоянии поднять свое бренное тело, доверить его нести нам он не может, но душой с нами. Быстро бритвой по растительности на лице, затем расческой по растительности на голове. Натянул на себя теплое и очень тонкое, что радует, белье - море шуток не любит :), штаны куртку, фотокамеру и танец маленьких лебедей в сторону коттеджа Тома. Дом дядюшки Тома как всегда купается в новогодних огнях - во, дают горячие шведские парни. Свет горит на территории днем и ночью! Том как всегда с неизменной сигаретой в зубах и кружкой кофе. Мастерство не пропьешь - снасти уже сложены в сверкающий несмотря на слякотную погоду Мерс. Быстрый обмен любезностями, как всегда выпили не мало, но есть еще порох в пороховница и ягоды в ягодицах! Ровно в 0645 стартуем в сторону города Хассельхольм - небольшой порт на южном побережье Швеции. Выходим на трассу, машин практически нет, так - пара ТИРовских слонов, да такие же подорванные как мы наверно на рыбалку. Том притапливает, стрелка переваливает 160, и начинает падать - 180, 200, 220, 240...Я уже начинаю цокать языком и хвалить дяддюшку Бенца и его дочку Мерседес, а на спидометре еще 60 свободных км. Но тут впереди появляются тормозные огни и Том сбрасывает до 120 - как черепахи! Оправившись после перегрузки спрашиваю, что сбросил скорость. В принципе, ограничений нет, говорит Том, но первый же водитель, мимо которого ты пронесешься со скоростью выше 140, тут же позвонит в полицию, подумает, что за рулем сумасшедший. Вот такие законопослушные горячие шведские парни. 07.30. Вот и Хассельхольм. Все еще в тумане тормозим у рыбацкой шхуны с гордым названием "Сваландия". Поднимаемся на борт, кроме нас тут уже человек пять, расписываемся в ростере, что несем ответственность за свои жизни сами. Сразу забиваем точки - завязываем на поручне, или как-там его, ну не моряк я! - два полотенца - типа застолбили место, и спускаемся вниз. Все сидят в кают-компании, где есть бар с кофе и всякими шведскими фрикадельками и сардельками. Берем по чашке кофе, закуриваем. Народ прибывает. На стенах развешаны трофейные фотографии: в этом сезоне рекорд - треска 38 кг. Народ разный, кто-то упакован по полной программе как космонавт, кто-то типа нас с дешевыми палками и желанием поймать ну хоть что-нибудь. Средний возраст рыбаков примерно лет 50, нет, вернее сказать так, я был самым молодым. В основном мужички 60-65 лет. Были ветераны и за 80. Поражает доброжелательное отношение к новичкам, к коим явно относимся и мы. Том что-то там помурлыкал, я понял только одно слово - Русланд, и тут же нам предложили сигару, кофе, пару вставочек на селедку, пилькеры и даже серьезную палку. Мы с Томом с гордостью отказались. Чувствуется, что коллектив постоянный и спитой. У каждого небольшой термосок с кофейком, коим все и оттягиваются. Небольшое отступление. Кофеёк - это шведское слово, ничего общего с уменьшительно-ласкательным русским "кофе" не имеет и означает по-английски "Russian Coffee". Это я видел и потом в ресторанчиках в меню рядом с "Irish Coffee" (кофе с виски) и "Turkish Coffee" (кофе по-турецки). Легко догадаться, что кофе по-русски "кофеёк" - это кофе с водкой! Причем это традиционный и популярный шведский напиток! Во дают! Я понимаю, зимой в Москве наливаться пивом у ларька, а летом на пляже в Тайланде водкой - это чисто русский вид спорта. Но горячий кофе с водкой?! Хотя в этом наверно тоже есть частичка национальной гордости, ну не только же лучшие в мире танки и ракеты делать! Экипаж посудины состоит из двух человек: капитана Бьорн и матрос Томас, он же механик, он же бармен, он же главный по багру - помогает вытаскивать на борт толстую пойманную треску. На капитанской рубке висит щит: "Рыболовные туры: ежедневно с 08.00 до 12.00. Стандартный билет - 120 крон, членам клуба - 100 крон, пенсионеры - 80 крон, дети до 17 лет - 70 крон. Для справки 1 шв.крона = 0.0958, грубо говоря = 1 президенту. Заводится движок, капитан спускается вниз и начинается процесс обилечивания. Да, до этого мы с Томом вели интеллектуальную беседу про налоги, законы, законопослушание и т.п. Так вот, подходит этот паренек к нам. Том ему что-то там опять про Русланд, ну думаю, гад, наверняка битву под Полтавой вспоминают, тот то-же что-то мурлычит и улыбается мне, Москау, мол, гут, давай и протягивает Тому два билета. Мы говорим такси мюке, типа большое спасибо и продолжаем пить кофе и курить сигару. Я прошу у Тома билеты и с изумлением вижу два билета для пенсионеров. Ну, ладно, я еще после литра могу бить себя в грудь пяткой и кричать, что я типа на пенсии, но вряд ли Том раскрыл пареньку эту страшную тайну, а сам то он в свои 55 тоже не пенсионного возраста, даже по самым гуманным шведским законам. Как так, спрашиваю законопослушного шведа, а он лыбится сквозь дым и говорит, ну, мол, все хотят иметь на хлеб чуть-чуть масла. Оказывается, мы заплатили как члены клуба, т.е. денег дали, как члены клуба, все равно меньше, чем стандартные билеты, на руки получили пенсионные квитки, а разницу шустрый Бьорн положил себе на масло. Другие бы ломались, а мы так сразу! Итого за 4 часа рыбалки в море со шхуны с минимальным сервисом, вплоть до вытаскивания рыбы, я заплатил 10 вечнозеленных или 300 деревянных. И такая меня тоска разобрала! Большинство советских людей при первом посещении загнивающих стран в основном испытывали "культурный шок", у меня это уже давно прошло, вернее я с детства рос где-то там, так-как туда посылали служить батю. Я не про свое счастливое детство, а про то, что, объездив за уже свою службу всю Европу и куда-подальше, я в последнее время начал испытывать "культурный шок". Ну почему у загнивающих штраф за маслянное пятно размером с жопу нашего чиновника намного превышает его даже нетрудовые доходы и причем эти законы работают! Ну почему простой русский рыболов должен платить оборзевшим рыбхозам за даже не гарантированную рыбалку по 1000 рупий, т.е. 30 дойлеров, а битые нами же шведы, немцы, англичане, да, кого еще только мы не били, позволяют себе эти удовольствия да еще со шхуной всего за 10! За державу обидно, и рука тянется к тому месту, где когда-то висела кабура. Да, ладно, вернемся к рыбалке. 08.00, после раздачи билетов, движок повышает обороты и все еще в тумане мы отходим от причала. За нами, что-то там по своему гаркнув, типа ну, с богом, с соседних суденышек срывается звено толстых чаек и мы выходим из бухты. На верхней палубе сыро, ветренно и брызги в лицо. Снова спускаемся вниз в облака сигарного дыма и неторопливой беседы рыбаков под кофеёк. Минут через пятнадцать народ засуетился и стал подниматься на верх. Мы схватили наши немудреные палки и тоже встали около своих точек. Наверху уже просветлело, но туман все еще плотный. Капитан бьет в рынду, во, что вспомнил! - и мы начинаем ловлю. Вернее сначала смотрим, как это делаю соседи.

Автор:
Ключевые слова: лирика
x

Что это такое?

Вы можете опубликовать понравившийся материал нашего сайта у себя в блоге. Достаточно, нажать на кнопку «скопировать код» и вставить код из буфера обмена в свой блог. Для отдельных сервисов сделаны специальные кнопки, которые позволяют опубликовать материал сразу напрямую в Facebook, Twitter, Вконтакте и Мой Мир.